KLADRU.RU - форум кладоискателей Ставропольского края
http://kladru.ru/

Предания веков.Шелковый путь КМВ.
http://kladru.ru/viewtopic.php?f=254&t=2460
Страница 1 из 1

Автор:  Афсати [ 17 май 2016, 21:21 ]
Заголовок сообщения:  Предания веков.Шелковый путь КМВ.

Путь длиною в два тысячелетия
Шелк и изделия из шелка сопровождают человечество вот уже более 6000 лет. Как известно, родиной шелка считается Китай. В Китае начали заниматься производством шелка еще в пятом тысячелетии до н.э. К концу первого тысячелетия до н.э. шелководство в Китае достигло своего расцвета. Производилось огромное количество шелковой ткани, которая не раскупалась внутри страны. Необходимы были новые рынки сбыта. В 138 году до н.э. в свое первое путешествие в Западные страны по приказу императора отправился его посланник Ужан Уянь. Его путь пролегал через земли гуннов, которые пленили его и продержали в плену целых 10 лет. Ужан Уяню удалось бежать. По пути на родину в Китай он попадает в Среднюю Азию и делает ее подробное описание.
Его рассказ побудил большой интерес в Китае к Западным краям, и он вновь получает приказ отбыть туда. Экспедиция вновь посетила Среднюю Азию, затем отправилась в Индию и Иран. В общей сложности экспедиция продолжалась более 30 лет. По мнению ученых, путешествия Ужан Уяня столь же важное событие, как и открытие Америки для Европы. По торговым путям, открытым Ужан Уянем, устремились китайские купцы. С этого времени и начал функционировать Великий шелковый путь. Само понятие «Великий шелковый путь» появилось сравнительно недавно – в девятнадцатом веке для обозначения целой системы торговых магистралей, связывающих более двух тысячелетий Китай, Индию, Среднюю Азию, Египет, Сирию, Римскую и Византийскую империи. Название «шелковый», конечно, условно, поскольку по этому пути шли караваны не только с шелком. Товары были самыми разнообразными: кожа, стекло, золото, ювелирные изделия, драгоценные камни, оружие. На торговые связи между Западом и Востоком указывал еще древнегреческий историк и путешественник Геродот, живший в пятом веке до н.э., посетивший Северное Причерноморье и описавший жизнь и быт скифов. Но торговые контакты того периода не носили такого масштабного характера, как после открытия торгового пути на Запад. От десяти до двенадцати караванов ежегодно, в каждом из которых насчитывалось от тысячи до двух тысяч верблюдов, мулов и лошадей. Были отдельные караваны, которые насчитывали до десяти тысяч верблюдов, лошадей, мулов. Это целые города, где была своя охрана для защиты от разбойников, повара, погонщики, скорняки, кузнецы. Начинался Великий шелковый путь в столице древнего Китая г. Лояне. Миновав Великую Китайскую стену, воздвигнутую за несколько веков до этого, караваны следовали до Ланьчжоу и доходили до Дуньхуана. Отсюда шли две дороги: южная и северная. Первая огибала пустыню Такла-Макан с юга и доходила до Мевра. Северная дорога шла до Самарканда. В Мевре северная и южная дороги соединялись. Северная дорога была богаче водой и проходила по обжитым местам. Возле ручьев, колодцев и рек повсеместно были построены караван-сараи, где караваны останавливались на отдых. Здесь кормили и поили верблюдов и лошадей, прятались от налетов кочевников. После Кашгара караваны переходили через Тянь-Шань и проникали в Среднюю Азию. Иногда прямо из Кашгара они направлялись в Индию, куда вел очень тяжелый путь, названный «висячими перевалами». Он проходил по узким высокогорным тропам на высотах до шести – семи тысяч метров, над бездонными пропастями в горах Памира. Большинство купцов не проходило полностью путь от Лояна до Константинополя длиною более двенадцати тысяч км. По времени этот трудный и полный опасностей путь занимал больше года в один конец. Далеко не все возвращались домой. Многие погибали от разбойничьей сабли или кинжала. Поэтому купцам было выгодно добраться до Средней Азии, продать там шелк, купить другие товары и отправиться в обратный путь от г. Мевры, где соединялись южная и северная дороги. Дальше товары везли другие купцы.
Так повторялось несколько раз, пока, наконец, товары не попадали в пункт назначения – г. Константинополь.
Основная ветвь Великого шелкового пути вела в Багдад, а затем в порты Сирии. Последним этапом шелк морем доставлялся в Константинополь, Египет, Италию. Трудный, долгий и опасный путь с лихвой компенсировался золотом. За 1 кг шелка давали в разные периоды от 1 до 3-х кг золота. Выражаясь современным языком, это был хорошо налаженный непрерывный цикл, который работал больше 15 веков.
В первой половине VI века ситуация изменилась. Византия и до этого была недовольна посредничеством Персии в торговле шелком, а в VI веке вступила в военный конфликт с ней. В результате войн путь через Персию был закрыт, и шелк стал поступать в Византию через Кавказ.
Это был тот самый Северный путь, который считался наиболее трудным для караванов. Маршрут этот проходил через пустыни Средней Азии на север по левому берегу р. Атиль (так в то время называлась р. Волга). Дорога шла до изгиба русла в месте, где сейчас расположен г. Волгоград. Затем караваны переправлялись на противоположный берег по реке Дон, точнее, по ее левому берегу, спускались к Меотскому болоту. В те времена так называли Азовское море по имени племен меотов, предков современных адыгов, создавших многие тысячелетия назад на Западном Кавказе знаменитые мегалитические сооружения – дольмены. Далее дорога шла уже морским путем. Через Керченский пролив товары переправлялись на пиратских кораблях в г. Пантикапей. На месте г. Пантикапей в настоящее время расположен город Керчь. Через несколько недель плавания корабли бросали якоря в бухте г. Константинополь – столице Восточно-Римской империи.
В VII–IХ веках, как ответвление Северного пути, был проложен путь через перевалы Северного Кавказа в Грузию – к древнему городу Фазису (г. Поти). Всего существовало 3 основных прохода через Главный Кавказский хребет:
Дербентский проход. Так называлась узкая полоска суши между Каспийским морем и отрогами Восточного Кавказа. Древняя крепость Дербент была заложена для охраны древнего торгового пути. Дербентская крепость и многие другие строения того периода истории сохранились до настоящего времени и стоят, как живые страницы многих былых эпох.
Дарьяльский проход. В истории его еще называют Аланскими воротами. Здесь в настоящее время проложена Военно-Грузинская дорога, которая ведет через Крестовый перевал в Закавказье.
Клухорский проход (перевал), высота 2782 метра над уровнем моря. Расположен в районе всемирно известного горного курорта Домбай. С Клухорского перевала стекает достаточно бурная и своенравная река Гоначхир, которая является правым притоком реки Аманауз. Древняя караванная тропа шла вверх к перевалу по руслу этой реки, переходя с одного берега на другой, поскольку здесь повсеместно есть выходы на поверхность крупных массивов гнейсов и гранитов, образующих непроходимые скальные теснины.
В связи с тем, что в V–VII веках н.э. между Византией и Персией происходили многочисленные войны, наиболее удобные для караванов Дербентский и Дарьяльский проходы были закрыты. В связи с этим купцы использовали проход через Клухорский перевал, а также через перевалы Пхия и Дамхурц. Дорога к последним проходила через Архыз, где в то время располагалось мощное аланское государство, что, безусловно, способствовало успешному и безопасному прохождению караванов через перевалы. Они, прежде чем попасть на Кавказ, огибали Каспийское море, спускались в устье р. Кумы. Широкая долина р. Кумы хорошо подходила для продвижения караванов к перевалам. Здесь были хорошие запасы воды, укрыться от зноя можно было в широколиственных пойменных лесах, в реке водилось много рыбы, и на лугах всегда было можно найти корм для лошадей. К тому же, на пути следования караванов было несколько древних поселений. Впоследствии на их месте образовался г. Маджары (район города Буденновска) и Адыг-Кале (район г. Георгиевска), а также древнее поселение, на месте которого впоследствии возникло в 1861 году село Канглы. Здесь можно было пополнить запасы воды и пищи, корма для лошадей. Давно уже стало известным фактом, что часть Великого шелкового пути проходила по территории Кавказских Минеральных Вод. В частности, от крепости Адыг-Кале караваны поворачивали на юг и шли по р. Подкумок к перевалу. Гум-Баши. Можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что часть этих караванов, а возможно даже большая часть, шла не по долине р. Подкумок, а по долине р. Кумы. Путь по р. Подкумок был удобнее тем, что он шел через Пятигорские термальные источники. Подтверждением тому служит обнаруженные еще несколько столетий назад вырубленные в скалах г. Машук ванны для купания. Эти примитивные приспособления были вырублены в мягких отложениях термальных источников – травертинах более тысячи лет назад. Кстати, лечебные свойства этих источников были известны тоже очень давно. Скифы, проживавшие на данной территории в первом тысячелетии до н.э, использовали в лечебных целях пятигорские, железноводские и минераловодские источники, в том числе и минеральные источники у подножия г. Кинжал. Следы пребывания скифов обнаружены не только на Северном Кавказе, но и по ту сторону Кавказского хребта. Это говорит в пользу того факта, что проходы через Главный Кавказский хребет были открыты и использовались еще до VII века нашей эры, то есть во время существования здесь Великого шелкового пути, и не только скифами, но и представителями более древних цивилизаций. Несколько лет назад учеными в районе г. Кинжал были найдены орудия труда человека Ашельской эпохи возрастом более 400000 лет. Одно из них находится в настоящий момент в Минераловодском краеведческом музее. Есть предположение, что распространялся ашельский человек с теплого юга на север, тоже используя проходы через Главный Кавказский хребет. Спустя тысячелетия скифы использовали проходы в Главном Кавказском хребте уже для своих военных походов. Подтверждением этому служит большое количество скифских курганов, разбросанных на территории КМВ и Георгиевского и Александровского районов.
Скифская цивилизация оставила после себя огромное количество следов материальной культуры. Не исключением являются и курганы на территории Кисловодска, Пятигорска, Георгиевского, Александровского и Минераловодского районов.
В начале 70-х годов ХХ века при прокладке русла Большого Ставропольского канала в Александровском районе при производстве взрывных работ рабочие натолкнулись на каменную стену очень большого диаметра и высотой от 1,5 до 2,0 м. Взрывные работы были приостановлены, а через несколько дней прибыли специалисты из Москвы. В результате проведенных археологических раскопок было установлено, что это скифское захоронение VI–VII веков до н.э., оно оказалось достаточно уникальным. Была выдвинута версия, что там захоронен скифский царь. При производстве раскопок обнаружили большое количество ценных для науки экспонатов, которые пополнили скифские коллекции ведущих музеев страны. Часть экспонатов осталась в краеведческом музее села Александровского. К сожалению сам археологический памятник сохранить не удалось. Работы по прокладке русла Большого Ставропольского канала были продолжены, и памятник был навсегда потерян.
В 1952 году при разработке глиняного карьера рядом с кирпичным заводом, расположенным на правом берегу реки Кумы к западу от пос. Первомайского Минераловодского района, было обнаружено скифское захоронение V–VI вв. до н.э. Было найдено несколько каменных ящиков, выдолбленных из бештаунита. Находились они на глубине одного метра. Вероятнее всего, на этом месте тоже был древний курган, срытый при строительстве кирпичного завода. Учитывая уникальность находки, Академия наук СССР выпустила небольшой сборник, посвященный именно этому археологическому памятнику.
Все вышеперечисленное является лишь малой толикой огромного количества научных сведений, которые говорят в пользу того неоспоримого факта, что через Кавказ и, в частности, территорию КМВ на протяжении тысячелетий осуществлялась связь между различными цивилизациями Северного полушария. Великий шелковый путь – это только небольшой фрагмент в истории мировой цивилизации.
Перевалив через отрог Пастбищного хребта, караваны спускались в долину р. Мары и уже по ее долине шли к месту слияния р. Кубани и р. Теберды в районе современного
г. Карачаевска. Если выбирался путь по р. Подкумок, то караваны шли до перевала Гум-Баши (в переводе с тюрского песчаная голова), отсюда и происхождение названия р. Кумы. Далее, переправившись через р. Кубань в районе г. Карачаевска, они брали направление на юг и далее шли вверх по долине р. Теберды. До сих пор здесь сохранились два византийских храма Х–ХI веков – следы былого величия Византийской империи. Это Шоанский и Сентинский храмы. В настоящее время они отреставрированы и посещаются туристами. На левом берегу р. Теберды отчетливо видны следы древней тропы, по которой шли караваны, груженные шелком. Их нелегкий путь лежал к Клухорскому перевалу. За перевалом открывалась Грузия с ее древними морскими портами. Клухорский перевал большую часть года был закрыт из-за снега, поэтому, вероятнее всего, караваны ходили здесь только летом, а зимой они выбирали другой путь.
Интересна топонимика тех мест, через которые проходил Великий шелковый путь. Этот исторический период нашел отражение в географических названиях, в том числе и на территории Минераловодского района. В том месте, где сейчас расположено с. Канглы, люди проживали очень давно. В районе гор-лакколитов Кинжал и Кокуртлы выходят три типа горячих источников, в том числе и достаточно редкие – щелочные, которые в XIX веке прозвали мыльными. Проход по р. Куме в районе с. Канглы был очень удобен для караванов, если учесть еще и тот фактор, что в пойме реки Кумы как в те далекие времена, так и позднее до 20-х годов XX века произрастали достаточно мощные широколиственные пойменные леса. Такой лес в настоящее время сохранился в районе ст. Дебри. Следовательно, здесь не было проблем с дровами. В районе с. Канглы в 1902 г. археологом В.Р. Апухтиным была раскопана часть курганов, сохранившихся до настоящего времени. В одном из них был обнаружен погребенный воин с конем и куском шелковой ткани. По предположению исследователей, это была могила половецкого воина. Половцы господствовали в степях Предкавказья до середины XIII века. Затем сюда хлынули орды татаро-монголов. Татаро-монголы и положили конец Великому шелковому пути, грабя и разоряя караваны. Но они оставили свой след в топонимике этой местности. Кокуртлы – это небольшой и плохо выраженный в рельефе лакколит неподалеку от Кумагорской больницы. Переводится он как серная вода. Суркуль – приток р. Кумы – переводится как желтое озеро. Река Дарья – правый приток р. Кумы – это вовсе не русское имя, а в переводе с тюркского означает река.
А вот происхождение названия г. Кинжал не столь однозначно. На сохранившихся в частных коллекциях фотографиях конца XIX – начала ХХ в. видна конусовидная вершина горы, даже отдаленно не похожая на кинжал. Произошла обычная типичная для данной местности история.
Русские переселенцы, приехавшие сюда жить из южных губерний России, плохо знали местные языки. И зачастую давали свои русские названия, созвучные языкам народов, издавна населявших эту территорию. Так, в кабардинском языке есть такое сочетание слов, как «кян жлоу» или «хан жлой», что в переводе означает в одном случае кровавый путь, а в другом ханский путь. Русские переселенцы переделали его в более понятное название Кинжал. Кабардинское название говорит в пользу того факта, что именно здесь проходила дорога, причем дорога кровавая. Значит, именно здесь в те далекие времена шли караваны, груженные дорогим шелком.
Вызывает интерес и происхождение названия еще одного притока р. Кумы – р. Джемухи. Нельзя сказать cо стопроцентной уверенностью, но можно выдвинуть достаточно логичное предположение, что р. Джемуха получила свое название по имени сводного брата Чингисхана, которого звали Джемуха. Пока это только версия, для подтверждения которой нужны дополнительные исследования. Но одно не вызывает сомнения – что ДЖЕМУХА – это собственное имя.
Существуют и другие доказательства в пользу той версии, что Великий шелковый путь проходил и по долине р. Кумы, именно в районе г. Кинжал. Так, в период раннего средневековья на месте современной станицы Бургустанской была крепость. Известный исследователь Дюбуа де Монпере указывает, что разветвление Великого шелкового пути шло по Подкумку, достигая его выше Бургустана. Если взять топографическую карту, то легко можно убедиться в том, что выйти к верховьям р. Подкумок выше Бургустана можно было, двигаясь только по долине р. Кумы. При раскопках в самой ст. Бургустанской были обнаружены куски византийского шелка. В 20-х годах XIX в. в районе хутора Воронов был найден участок мощеной дороги, относящийся к периоду существования на КМВ Великого шелкового пути. Вероятнее всего, эта дорога вела к теплым железноводским источникам, где располагалось несколько аланских городищ. Такие же поселения были в окрестностях г. Змейки и г. Кинжал. Возможно, был найден фрагмент дороги, связывающей между собой эти городища. Аланы были дружелюбно настроены по отношению к Византии, к тому же аланы были христианами. Это во многом усиливало влияние Византии на аланов. Поэтому караваны чувствовали себя под охраной аланов в безопасности, и караванщики использовали эти поселения для отдыха, пополнения запасов продуктов, смены лошадей.
Шли годы, менялась военно-политическая ситуация на Кавказе. Орды Чингисхана уничтожили аланское государство и заставили самих аланов уйти высоко в горы. Войско Чингисхана уничтожало все на своем пути: селения, местных жителей, выжигало посевы и вырубало посадки фруктовых деревьев. Все подвергалось разграблению, даже курганные захоронения. Большинство скифских курганов, в которых очень часто находились золотые украшения, были разграблены именно в период татаро-монгольского нашествия. Великий шелковый путь, выполнив свою историческую миссию, перестал существовать. Сухопутные караванные дороги надолго утрачивают свое первостепенное значение. Сообщение между Востоком и Западом стало осуществляться морем.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/